Значение религии в истории культуры
История культуры / Значение религии в истории культуры

Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.

На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия человека создали первую религию. Древний человек поклонялся орудиям труда, благодаря которым он выживал (фетишизм),

верил в божественное происхождение явлений природы (дождь, ветер, солнце и т. д.) (анимизм).

То есть именно культура древних людей повлияла на развитие религии. Потом же все стало меняться. Это связано с переходом от языческих, племенных верований к национальным, государственным, а затем к мировым религиям, поскольку теперь именно религия во многом определяла развитие культуры человека.

Обратимся, скажем, к искусству. Долгое время памятники культуры в основном носили религиозный характер. Со времен первобытного общества, античного мира и т. д. в архитектуре наметилась тенденция к строительству храмов и других религиозных сооружений. Культ загробной жизни в Древнем Египте определил направление в архитектуре, где все силы и средства отдавались на строительство пирамид, заупокойных храмов. Античная культура с ее памятниками архитектуры, живописи, литературы и т. д. является наглядным примером религиозного влияния. А на этих культурах в свою очередь основана культура последующих поколений.

В истории культуры встречаются случаи, когда религия не была источником культурного развития, а наоборот, она это развитие сдерживала. Пример тому – эпохи средневековья и Возрождения. Конечно же не стоит забывать о памятниках архитектуры и живописи, которые пополнили мировой культурный багаж. Но в то же время влияние церкви иногда выходило за границы нормального взаимовлияния культуры и религии. Пример является – средневековая инквизиция, когда всякое вольнодумство жестоко наказывалось. А как может творить человек, если ему не дают свободы? Религия негативно влияла на развитие не только искусства, но и наук. Церковь не могла позволить существовать научным утверждениям, которые бы противоречили ее доктринам. Жертвами инквизиции стали многие великие умы эпохи средневековья (итальянский физик, механик и астроном Галилей Галилео,

испанский мыслитель и врач Мигель Сервет

и др.).

К началу эпохи Нового времени негативное влияние церкви заметно ослабло. Особым образом повлияла на обмирщение культуры эпоха Просвещения. Стали развиваться атеистические тенденции.

Смотрите также

Брак
Американская студентка приходит ко мне в кабинет и, пока мы беседуем, несколько раз внимательно оглядывает мой стол. Прощаясь, она уверенно замечает: – А семьи у вас нет, ведь правда? – Как это не ...

Оперативное планирование
Оперативное планирование должно отвечать следующим требованиям и принципам: базироваться на прогрессивных календарно-плановых нормативах, которые в свою очередь являются основой календарных графиков ...

Воззрения японцев на язык. Языковые мифы
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытовых ...